- Святые места
- название мест Рождения, земной жизни и страдания Иисуса Христа в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме и др. Православная церковь считает главнейшими из С. М. Гроб Господень в Иерусалиме и место, где родился Иисус Христос пещера с церковью в Вифлееме. До крестовых походов С. М. владели церковные общины Востока (армянская, греческая, сирийско-якобитская и коптская), а после крестовых походов С. М. завладели латиняне. В 1187 г. Иерусалим был взят турецким султаном Саладином. Ключи от Гроба Господня и С. М. стали владением султана, и только спустя много лет христианам постепенно удалось вновь завладеть ими, и папою Григорием IX была назначена стража. В XVI в. Франция окончательно выговорила у Турции С. М. в пользу Рима (1740 г.). Греция осталась крайне недовольна этим и, воспользовавшись удобным моментом, добилась у визирей большей части церкви Св. Гроба, одного из ключей Св. Пещеры, где родился Спаситель, и церкви в Вифлееме. В 1808 г. церковь Св. Гроба сгорела, и греки соорудили на ее месте новую и таким образом почти всецело завладели ею. В XIX в. Россия начала покровительствовать православным христианам на Востоке и заявила права на владение ключом от Св. Гроба, но Франция запротестовала, на основании договора 1740 г., чтобы католикам была возвращена большая церковь в Вифлееме и иметь в исключительном владении гробницу Пресв. Богородицы с камнем Помазания. Из-за возражений России, Турция обещала грекам дать право совершать литургию в храме Вознесения, принадлежавшем католикам, и им было разрешено совершать богослужение в Гефсимании и иметь ключи от большой Вифлеемской церкви. Турция вскоре, под влиянием Франции, перестала исполнять данные России обещания. Дипломатические сношения были прерваны, и началась Восточная война (1853 - 55). Россия потерпела неудачу, и требования остались неисполненными. В настоящее время церковь Гроба Господня составляет общую собственность шести вероисповеданий, из которых являются главными три: латиняне, греки и армяне. Вифлеемская церковь принадлежит грекам.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.